вторник, 25 декабря 2012 г.

Из ответов интервью



 Из ответов интервью
Немного о себе. После школы я закончил институт радиоэлектроники г.Харьков. К музыке имел тягу с детства, но не рассматривал её как профессию. Работая, и весьма успешно, инженером – разработчиком электронных схем (это дало мне серьёзную интеллектуальную базу), почувствовал гнетущую нереализованность своих образно-эстетических ощущений от мира, в котором родился. Наблюдая структурность во всех явлениях и, имея постоянную склонность к структурированию, мне удалось легко сменить транзисторы и микросхемы на ноты. Закончил музучилище и консерваторию по классу «композиция». Внутреннее информационное накопление шло постоянно и по восходящей.   К моим музыкальным опытам стал возрастать интерес людей. Стал преподавателем композиции в консерватории.   Музыка постепенно превратилась в инструмент исследования мира. Ведь в каждом произведении ты мог отразить его определённые свойства. Вероятно, некоторая нестандартность
в подходах отразилась и на оригинальности произведений. От слушателей начал слышать, что некоторые произведения помогли освободиться им от каких-то внутренних проблем. Но музыка всегда для меня была, прежде всего, эстетической категорией, прекрасным стимулирующим средством роста мировоззрения. Да, я вышел за рамки общепринятого академического поля, но не отрёкся от его опыта, и даже научился с успехом использовать в своём творчестве.

Изменения в обществе динамичны и не всегда предсказуемы. Основные и самые сильные впечатления, которые мне удавалось передать в музыке, рождались от поиска гармонии в мире людей. Их удавалось находить на уровне полного эмоционального безмолвия. Там всё и вся открывалось в невероятном единстве, это есть совершенно другая степень свободы. Может сила искусства и состоит в том, что оно может подарить людям такие ощущения.

Самое главное условие для творчества – тот внутренний магнетизм, который тебе удаётся установить внутри себя. Да, человек – это своеобразный магнит, который притягивает то, что соответствует его внутренней поляризации. Под воздействием этого магнетизма у меня всегда появлялись нужные звуки, способы их соединения, необходимая техника и необходимые условия. На начальных этапах настройка, иногда, занимала больше времени, чем сам процесс творчества. Опыт позволил изменить эти соотношения.

       Течение музыкального искусства идёт по своим, отселектированным коридорам: - народная, эстрадная, академическая, духовная и т.д. Мне всегда были интересны  шедевры, к какому бы из коридоров они не принадлежали.
Шедевры часто были источниками и для моих идей. Но где же этот ключ к пониманию музыки? Насколько человек  способен среагировать на звуковую вибрацию и на каком уровне? Не буду оригинальным, если скажу, что всё зависит от внутреннего мира, который сложился в душе человека, от накопленного опыта, от потребности развиваться в этом направлении, способности искать. Мне кажется, я научился видеть причины восприятия и не восприятия моей музыки. Знаю, что многое зависит от настройки и условий подачи, этому стараюсь уделять много внимания перед демонстрацией музыки.
А если случилось непонимание, мне весьма интересно почувствовать причину, это полезно для моего опыта. Объяснения, как правило, неуместны, а пообщаться можно на совсем другие темы. Там, возможно, и почувствуется причина.

Считаю, что творчество помогает держать сознание в активной форме. От этого зависит и физическое состояние. К музыке, повторюсь, отношусь как к эстетической категории, а «терапевтические» эффекты, думаю, принадлежат любой искренне со-творённой музыке. Кстати, наблюдались случаи, когда и «переворачивало вверх дном» (у меня есть и довольно жёсткие творения), это может зависеть от того, с какими внутренними проблемами вы пришли на концерт.

Когда был в Париже в 2005г., я не мог не посетить Лувр. Но в Лувр пришёл со звукозаписывающей техникой, которую любезно предоставили французы. Нашёл «Мону Лизу» и стал записывать звуковой фон, создаваемый многочисленными посетителями, пришедшими посмотреть на шедевр. Логика была проста. Позволю себе отметить, что любой шедевр обладает свойством высокоструктурированного информационного поля. Человек – это тоже, в своей основе, полевая структура. Происходит контакт двух полевых структур – человека и шедевра. В этом, вероятно, сила искусства. Те звуки, которые издавали люди, находясь в поле шедевра(разговоры, шарканье ног и др.), были очень ценны для меня, они коррелятивно были связаны с ним. Подвергнув эти  записи сложнейшей трансформационной обработке, мне удалось получить совершенно невероятные звучания. Многих они приводили в шок, - в этих звуках наблюдалась чёткая идентификация с портретом «Моны Лизы». Подобные записи я сделал и у знаменитой скульптуры Венеры. В результате, на основе этих записей, у меня родилось три произведения – «Знание», «Поток» и «Общение».


http://youtu.be/rUDsL8Rg4uo
MONA LISA_VENUS(Опыт работы с шедеврами) .avi

Структура представленного видео: звуковой фон у Моны Лизы - результат трансформационной обработки фона, звуковой фон у Венеры - результат трансформационной обработки фона, фрагмент произведения "Знание"(использованы только трансформированные звуки).


Нота – это точка. Последовательность точек различной высоты – это мелодия. А мелодия обладает признаками звукового поля, она – образ, она-то и воздействует на наше состояние, изменяет его. Мелодия, исполняемая движениями смычка или ударами пальцев по клавишам, пробуждает эмоционально-двигательные рефлексы в вашем теле. Именно это нам и нравится. Так было до сих пор. И даже мелодия, звучащая на старом проигрывателе или радиоприёмнике греет нам душу, потому что мы слышим эту любимую нами последовательность точек различной высоты и принимаем её даже в таком виде.
Но сейчас на дворе третье тысячелетие. Как резко изменился мир технологически! C некоторых пор я понял, что уже не могу работать только точками. Творческое чутьё подсказывало, что открытия лежат в применении других, более сложных звуковых образованиях, приближенных к спектральным. Стал создавать свои композиции из звучаний, прошедших весьма сложную, многоступенчатую трансформационную обработку. Я видел, как на многих слушателей завораживающе действовали образы таких произведений. Эмоционально -двигательных рефлексов не возникало, активизировалась зона восприятия над головой, тело не работало. Отсутствие зрительного шоу, выключение света легко принималось, а у людей пробуждалось своё творческое видеовосприятие. Это была моя  удача. Но только я понимал, насколько хрупко было это воздействие, а такому восприятию способствовала и та обстановка, которая была создана в студии. Направленность динамиков, распределение их по сцене или по залу имеет значение. ( Самый грандиозный случай у меня был во Франции. В зале, включая сцену, я насчитал 64 акустических системы. Звучало фантастически.)
Для того, чтоб почувствовать поле этой музыки необходимо максимальное сосредоточение, коллективность (всегда усиливает восприятие). Есть произведения, которые я показываю в студии на динамическом уровне минус 40-50дб. Намерен расширять эту деятельность, жду интересных партнёров для выработки интересных и нестандартных решений.
                                                                               Михаил Афанасьев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий